Александр Агеев: О новых проектах и театре без зрителя

 

Интервью с художественным руководителем Чехов-центра

Работа на четвертом, «административном» этаже Чехов-центра не останавливается. Театр переживает сложные времена – артисты играют перед пустым залом, без оваций. Держать бодрость духа помогают новые проекты, которые находят зрителя в формате видеоконтента, на ютубканале и в социальных сетях. Продолжается подготовка к церемонии награждения  большого областного конкурса «Сахалинский маяк». Приближается юбилей – 90 лет с тех пор, как был основан Сахалинский Международный театральный центр им. А.П. Чехова. О том, чем сегодня живет Чехов-центр, рассказал его художественный руководитель Александр Агеев.

 

— Вы родом из поселка Солнечный, 25 км от Комсомольска-на-Амуре. Кроме спортзалов и дома культуры, как следует из одного вашего интервью, там не было ничего. Как в таких условиях вырастает художник? Что его вдохновляет?

 

— Если говорить про творчество, искусство, художника вообще, то его как раз может вдохновлять отсутствие всего вокруг. Мы ведь можем опираться только на то, что происходит с нами – жизненный опыт, багаж, эмоциональную память. Я никогда не занимался театром, пока не прилетел на Сахалин. Более того, изначально выбрал совсем другие профессии. Учился на бухгалтера-экономиста, параллельно заочно получал юридическое образование. И только потом поступил в театральный – на среднее специальное, актерское. Мне было 19 лет. И я понимал, что хочу скорее заниматься театром, чем работать юристом-правоведом широкого профиля. Потом был театральный институт имени Бориса Щукина – режиссерский факультет. Ни друзья, ни родственники, ни учителя не повлияли на мой выбор, он родился спонтанно.  Помните, как у Достоевского Раскольников задавался вопросом, человек ли рождается преступником или его формирует среда. Я думаю, здесь все в одну копилку. Я рос и вырос в режиссера драматического театра. Кстати, другие мои профессии очень пригодились на этом месте.

— Работа администратора не мешает режиссеру?

— Не сказал бы так, потому что у нас подобралась отличная административная команда. Финансово-хозяйственной частью занимается директор Татьяна Николаевна Корнеева. Я – по художественной части. С нами главный художник-постановщик Кирилл Валерьевич Пискунов. Вместе мы как трехголовый змей. Работаем в удовольствие и поэтому делаем мощнейшие проекты – на спектакли часто не достать билетов.

— Наверное, от молодого режиссера многие ждали реформаторства. Вы можете назвать себя реформатором? Оправдал новый режиссер ожидания?

— Не могу. В моем понимании реформатор в театре - это слон в посудной лавке. Честно говоря, сложно оценивать самого себя, гораздо лучше это сделают коллеги и зрители. Но, наверное, есть позитивная динамика в театре. В первую очередь, я доволен репертуарной политикой, ведь Чехов-центр - единственный драматический театр в Сахалинской области. Здесь так же нет отдельного театра с антрепризами и комедиями. Нет какого-нибудь экспериментального театра «в подвальчике». Мы одни, и поэтому особенно важно правильно подходить к решению вопросов репертуарной политики. Люди хотят и комедию, и трагедию. Нужно сбалансировать репертуар, чтобы «всем сестрам раздать по серьгам». Это первоочередная самая главная моя задача.


 

— Можно ли сказать, что зритель изменился, и к нему нужно искать новые подходы?

— Театр не стоит на месте. Он точно так же развивается, как и мир вокруг. Сейчас меняется подход режиссеров, особенно молодых, к текстам. Вы можете увидеть совершенно другое прочтение с точки зрения анализа классических пьес. Возьмем спектакль «Гроза» прекрасного режиссера Саши Созонова – там и видеоконтент, и современные костюмы, и другая хореография – не классическая. Этот спектакль проходил в пяти номинациях в самом престижном театральном конкурсе нашей страны «Золотая маска». И, конечно, зритель его очень хорошо принял.

— Как у вас складываются отношения с министерством культуры Сахалинской области, поддерживаете их подход к развитию культуры в регионе?

 

— Что касается политики министерства культуры и лично министра, то мне очень приятно, что Нонна Владимировна понимает специфику островных театров, чувствует их, поддерживает наши идеи, иногда даже безумные и авантюрные. И самое главное, что она эмоционально подключена к театрам Сахалинской области.

— Один из проектов, над которым вы сейчас работаете, - подготовка к ежегодной премии губернатора «Сахалинский маяк». Как думаете, что поможет сделать этот конкурс поистине народным?

— Буду неоригинален – в любом проекте нужна крутая команда. Со своей стороны скажу - она у нас есть. Это Чехов-центр, это наша Сахалинская филармония, с которой мы сделали уже ни один проект. Сейчас готовим церемонию награждения и закрытия ежегодной премии губернатора «Сахалинский маяк». Подбираем артистов, которых хотели бы видеть на сцене. Уже есть одна концептуальная идея по сценографии. Карты раскрывать пока не буду – я человек суеверный.

— Само название «про маяк» как-нибудь обыграете?

— Конечно. Думаю, мы сделаем очень крутой промовидеоролик, специально для этого проекта напишем музыку. Есть понимание, в каком жанре. Я хочу, чтобы она возбуждала, будоражила. И, конечно, это будет «про маяк».

— Театр подразумевает работу с энергией зала. Художник знает своего зрителя и подходы к нему. А как вы видите аудиторию этой ежегодной премии? Для кого светит «Сахалинский маяк», и почему нужно в нем участвовать?

— Потому что это перспектива заявить о себе в таком большом областном конкурсе. Чтобы тебя, во-первых, увидели, как специалиста в своей области, во-вторых, оценили твою работу. Человеку, у которого есть целеустремленная энергия, важно признание. И любой режиссер, артист нацелен в первую очередь на зрительское признание. «Сахалинский маяк» - ровно о том же.

— Как лично вы относитесь к инициативе губернатора учредить такую премию?

— Я думаю, что проведение конкурса областного масштаба - это очень хорошо! Номинации, которые представлены внутри конкурса, и их разнообразие - это очень важно и для конкурсантов, и для каждого учреждения и для каждого министерства, задействованного в нем. Хотелось бы, чтобы он стал ежегодной традицией. Потому что каждый специалист на своем месте делает уникальную работу и лучших необходимо отмечать, причем с помощью голосования жителей Сахалинской области.

 

— Насколько нам известно, вы будете в жюри одной из номинаций…

— Да, меня пригласили в жюри номинации «Энергия молодых».  Я пока только знакомлюсь с условиями проведения конкурса и с требованиями к участникам. Позже уже буду знакомиться с заявками номинантов.

— «Чехов-центр» запустил новый проект «про Сахалин», где жители области рассказывают о разных достопримечательностях, природных красотах, любимых местах. Как родилась такая идея?

— В отпуске, совершенно случайно. Мне пришла мысль снять «театральных» детей в патриотичных роликах. Например: «Всем привет! Меня зовут Игорь Сергадеев. Мне 12 лет. Я родился и живу на Сахалине и очень люблю свой остров. А сейчас я нахожусь на своем любимом месте, которое называется «Лягушка». И дальше мы снимаем, как Игорь поднимается на эту вершину и рассказывает о ней – какая у нее высота, почему ее назвали «Лягушкой» и так далее. Затем я хочу пригласить в проект врачей, учителей – очень крутых людей. Не политический, а именно социальный слой. И буду делать такой большой обзор по уникальным местам Сахалинской области. Директор Татьяна Николаевна идею поддержала, благословила меня, готово уже семь выпусков.

— Ваше любимое место на Сахалине? Прилетаете вы, допустим, из командировки. И куда душа просится?

— В театр. Из аэропорта сразу еду на работу, поднимаюсь в кабинет, а потом уже еду домой. На самом деле мест очень много. Когда выхожу из самолета, на 30 секунд задерживаю дыхание, а потом делаю глубокий вдох. Сразу по коже бегут мурашки. Воздух Сахалина пахнет морем, как-то по-особенному, такого больше нигде нет. Это мое любимое место на земле, несмотря на то, что я не коренной сахалинец.

— Сейчас сложный период. Что помогает держаться театру в отсутствие зрителей?

— Театру очень нелегко, и надо понимать, что зритель вернется не сразу. Сохранять бодрость духа помогают новые проекты. Их очень много. Мы быстро адаптировались - стали заниматься видеоконтентом, пришли к зрителю в формате ютуб-канала и социальных сетей. Даже сняли музыкальное ревю «Ради жизни на земле». Сейчас работаем над открытием следующего сезона. Скоро юбилей – Чехов-центру исполняется 90 лет. Хочется по этому поводу сделать максимально много классных проектов – актерские читки, фотосессии, встречи с артистами, квартирник.

 

Придумал одну идею концерта-капустника. Назовем его «Здравствуйте!» Это будет  капустник с юмором, песнями, веселыми читками, с таким в хорошем смысле актерским дураковалянием, потому что мы очень соскучились по зрителям. Самое страшное для артиста – когда выходишь на сцену, и перед тобой пустой зрительный зал. Это просто очень страшно, до панической атаки, потому что все, что делает театр, направлено на зрителя. И этот капустник будет первое, что мы покажем нашему зрителю, когда он придет в зрительный зал. Мы скажем: «Ребят, Мы по вам очень соскучились. Привет! Здравствуйте!»

подвал.jpg

8 800 100 0 123

Звонок по России
бесплатный

Официальный сайт ежегодной премии «Сахалинский маяк»

2020 Министерство государственного управления Сахалинской области

Все права защищены