Наталья Гончар: Путь в тысячу ли начинался с первого шага
 

 

Интервью с начальником департамента корпоративных отношений "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд."
 

Когда-то Наталья Гончар училась на филолога и защищала диссертацию по педагогике, а сегодня занимает должность начальника департамента в одной из нефтегазовых компаний России. В этой истории успеха есть долгие годы упорной работы, сотни реализованных проектов, путешествия и много драйва. Но самое главное, вот уже  более 20 лет она неразрывно связана с Сахалином.

 

— Наталья Владимировна, ваша история успеха впечатляет. Филолог и более того, кандидат педагогических наук работает в нефтегазовой отрасли. Первый вопрос — как? А второй — почему?
 

— Разумеется, это произошло не в одночасье. По первой специальности я филолог, специализировалась на иностранных языках. Через пару лет после окончания университета защитила кандидатскую диссертацию по педагогике. Потом получила второе высшее — бакалавриат по экономике, магистратуру по менеджменту. Много лет назад судьба забросила меня на Дальний Восток, где активно развиваются нефтегазовые проекты. С 2004 года я в "Сахалин Энерджи", а до того работала в том числе в некоммерческом секторе. 

— Здесь уместно говорить о карьерном взлете или скорее "путь в тысячу ли начинался с первого шага"?

— В "Сахалин Энерджи" я пришла на позицию специалиста по устойчивому развитию, стала старшим специалистом, потом — начальником отдела. Затем — других отделов. Как часто любят говорить, прошла путь от простого специалиста до руководителя подразделения. 

— Почему вы решили посвятить одной компании целых 16 лет?

—Все дело в драйве. С одной стороны, на Сахалине с нуля создавалась мощная современная инфраструктура проекта "Сахалин-2". Он и сегодня является одним из самых масштабных комплексных нефтегазовых проектов в мире, включает в себя не только нефтяную, но и газовую составляющую. Три шельфовые морские платформы, транссахалинская трубопроводная система (название системы трубопроводов компании "Сахалин Энерджи" — прим. редакции), которая проходит через весь остров Сахалин, создание первого в России завода по производству сжиженного природного газа — все это "Сахалин-2".  Тогда сфера СПГ была новой для России. Сегодня многое сделано, но развитие продолжается достаточно активно. И мне по-прежнему интересно, я так же не считаю рабочих часов.


 

— Вы в том числе курируете направление КСО — (корпоративной социальной ответственности) и устойчивого развития. Наверное, 16 лет назад такого понятия не было на рынке в принципе?

— В начале 2000-х эти тренды только формировались, хотя понятно, что было немало социально-ответственных компаний в России и более того, многие из них делали то, чем и по сей день можно гордиться. Но не было общей культуры корпоративно-социальной ответственности и устойчивого развития. Можно сказать, что мы с коллегами когда-то стояли у истоков ее формирования не только на Сахалине, а вообще в стране.

— Объясните непосвященным читателям, что включает в себя понятие КСО?

— Для "Сахалин Энерджи" это философия. Собственно, к ней можно отнести все, чем занимается компания. Это и соблюдение экологических норм (четвертый год подряд "Сахалин Энерджи" возглавляет рейтинг открытости нефтегазовых компаний России в сфере экологической ответственности) и достойный уровень заработной платы, и соцпакет для сотрудников, организация рабочих мест с учетом правил безопасности. Это ответственность перед обществом, благотворительные проекты, вклад в развитие региона. Многокомпонентная сфера.

— Говорят, что для настоящего успеха необходим правильный баланс опыта и мотивации. Что помогает не потерять мотивацию, когда опыта более чем достаточно?

— Наверное, если бы я начала серьезно задумываться над такими вещами, это уже был бы тревожный сигнал. Главное — интерес к тому, что ты делаешь. Когда человеку интересно, он вкладывает в свое дело энергию, силы, у него появляются новые идеи, и все получается. Причем для меня самое интересное — люди. Люди — это всегда энергия, творчество, и столько, сколько я получаю от коллег, с которыми работаю — в широком смысле этого слова "коллеги" — больше не получить нигде. У нас потрясающе интересный регион, где жизнь кипит. Если ты возвращаешься после месяца отпуска, обязательно появляется что-нибудь новое. Огромный международный проект "Сахалин-2", в котором заняты сотрудники из более чем 40 стран, разнообразие культур, когда люди занимаются одним делом, но в то же время имеют разный взгляд на вещи.
 

— Наверное, у разных культур разный взгляд на корпоративно-социальную ответственность?

— Люди с разным бэкграундом по-разному подходят к тем или иным аспектам, будь то технический вопрос или социальный проект. Если говорить о КСО,  в России подход к ней более европейский. У нас, например, активно развивается институт государственно-частного партнерства, когда усилия бизнеса, государства и общества объединяются для решения разных задач. Не во всех странах это принято. Где-то бизнес предпочитает действовать самостоятельно. 

— Когда речь заходит о нефтегазовой отрасли и социальной ответственности, сразу раздаются голоса скептиков. Как оценить реальные результаты КСО?

— Начать можно с нефинансового отчета, который суммирует разнообразную информацию. Например,отчет об устойчивом развитии "Сахалин Энерджи" за 2018 год признан одним из лучших в мире. Он вошел в число победителей международного конкурса Vision Awards Лиги американских профессионалов в области коммуникаций (LACP) и признан лучшим среди российских участников. Если крупными мазками — много есть такого в сфере КСО, в чем мы являемся новаторами. Например, партнерская программа "План содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области" или экологический проект "Сахалин: человек и море", призванный оказывать помощь морским млекопитающим.

 

— Говоря о социальной ответственности, нельзя не сказать о человеке труда и инвестициях в трудовые отношения. Насколько важно это для вашей компании?

— У нас работают люди из разных стран, но около 95% — это россияне. Из них больше половины — сахалинцы. Безусловно, даже в такие  эпидемиологически и экономически сложные времена мы набираем сотрудников, более того, готовим их для себя. С этой целью разработана программа образовательных грантов для  учеников средних общеобразовательных школ. По итогам конкурса ребята, показавшие лучшие результаты, получают поддержку при получении высшего образования. Есть программа подготовки стажеров, которой уже более 10 лет. "Сахалин Энержди" готовит рабочую элиту для дальнейшей работы непосредственно на производственных объектах компании. Причем принимать участие в этой программе могут только сахалинцы — ребята со средним техническим образованием либо после бакалавриата. То есть мы довершаем ювелирную заточку, начатую в образовательных учреждениях нашей области  и получаем подготовленные кадры. 

 

— На Сахалине запустили новый конкурс, призванный выявить и поддержать достижения сахалинцев и курильчан в социально-экономическом развитии области, общественной жизни, предпринимательской деятельности — ежегодную премию губернатора "Сахалинский маяк" . Скажите, учитывая ваш богатый опыт, что нужно, чтобы такие конкурсы действительно работали — вызывали интерес, объединяли, стимулировали?

— Наша компания принимала участие в разных конкурсах, много раз выигрывала. На этот раз мы также подали заявку на участие в "Сахалинском маяке". Мне кажется, для того, чтобы конкурс был успешным, во-первых, нужно, чтобы о нем узнали. В этом плане помощь журналистов неоценима — важно сформировать понимание того, что будет происходить. Второй момент — судя по презентации "Сахалинского маяка", этот конкурс действительно сахалинский, то есть ориентирован на конкретную целевую аудиторию, и у него есть большой шанс  на успех. Он для сахалинцев и про Сахалин. Поэтому, я думаю, будет близок и гражданскому обществу, и бизнесу. 
 

— Какая главная мотивация у бизнеса участвовать в такой премии? Престиж, гранты?

— Для любой компании, если говорить о социально ответственном бизнесе, который принимает участие в таких конкурсах, безусловно,  присутствует элемент престижа. Но он далеко не первичен. Когда компании представляют успешные кейсы экспертам из разных секторов, гражданскому обществу, государственным органам и коллегам по бизнесу, в первую очередь, они получают опыт. Оценивают кейсы своих коллег, которые работают с ними бок о бок, учатся друг у друга.  Хорошие конкурсы отличаются тем, что формируют философию успеха и задают вектор развития на будущее, и мне хочется пожелать "Сахалинскому маяку" стать именно таким конкурсом.
 

подвал.jpg

8 800 100 0 123

Звонок по России
бесплатный

Официальный сайт ежегодной премии «Сахалинский маяк»

2020 Министерство государственного управления Сахалинской области

Все права защищены