Министр Анастасия Киктева: Самое интересное в моей работе - это созидание 

 

Интервью с министром образования Сахалинской области

Анастасия Киктева всю свою сознательную жизнь посвятила сфере образования. Она прошла большой путь от учителя химии и биологии до главы регионального министерства. В интервью ИА PrimaMedia Анастасия Николаевна рассказала, с какими задачами ей приходилось сталкиваться на каждом новом этапе профессионального роста, что для нее стало настоящей “школой жизни” и какие ключевые задачи сейчас стоят перед сферой образования области.

Вы прошли путь от учителя в гимназии до министра образования. Всю жизнь вы посвятили сфере образования. Расскажите, как был сделан этот выбор?

 

Сама я из преподавательской семьи. Мама - учитель биологии и химии, а папа больше 10 лет был заведующим лабораторией в мореходном училище в Холмске. Я с детства понимала преподавательский труд и работу. Когда после окончания школы поступала в вуз, я осмысленно шла на педагогическую профессию. Я биолог-химик по образованию.

 

Я очень горжусь тем, что была в первом составе авторской группы "Логос", которая в дальнейшем развила систему интеллектуальных игр не только среди школьников, но и среди студентов и взрослых. Уже в то время я работала в областной экологической школе "Зеленый остров". Педагогическая работа в студенчестве позволила понять, что выбор сделан правильно и что мне очень интересно это направление. После окончания университета я была приглашена на работу в гимназию №2, очень статусное и серьезное учебное заведение, известное не только на Сахалине, но и по всей России.

Я горжусь и своей педагогической работой, как учителя биологии и химии. А работа заместителя директора по учебно-воспитательной работе позволила сохранить традиции этого учебного заведения и вывести его на серьезные лидирующие позиции.

 

Когда вы только пришли в гимназию, какие вы строили планы на будущее, кем вы себя видели в дальнейшем?

 

Когда меня пригласили в гимназию, то уже знали о том, что я работаю в общественной организации. Получилось так, что буквально на второй месяц работы заместитель директора по воспитательной работе ушла в отпуск, и меня оставили педагогом-организатором - организовывать школьные мероприятия для старшеклассников, вечеринки и т.д. Мне это очень понравилось.

Я очень благодарна моему первому руководителю, Зое Николаевне Маляровой, заслуженному учителю РФ, которая рассмотрела во мне потенциал в управленческой деятельности, и таким образом перевернула мою профессиональную карьеру так, что уже через два года, когда я была молодым специалистом, она приняла серьезное решение и рекомендовала меня на должность замдиректора по УВР. Это была серьезная ответственность для нее, но это позволило мне не обрасти какими-то штампами, получить колоссальный опыт, реализовывать особые, важные проекты для гимназии, которые впоследствии стали добрыми традициями.

 

Расскажите о своей работе в Гимназии №3. Это очень необычное учебное заведение…

 

Я была директором гимназии №3 в очень сложный период для данного учреждения, когда произошла аварийная ситуация с одним из корпусов, и было принято решение о строительстве нового здания. Именно в тот период времени администрация Южно-Сахалинска сделала мне предложение возглавить гимназию. Поставили задачу, что необходимо создать новый коллектив, сопровождать процесс проектирования и строительства принципиально нового учреждения. И эта задача была выполнена. Гимназия обрела свое здание, которое было построено за 1 год и 4 месяца. Как вы понимаете, этому предшествовала очень серьезная, но сжатая по времени работа по формированию техзадания. Ситуация уникальная, когда коллектив педагогов проектировал для себя школу. Мы знали программу, видели коллектив, понимали, чем хотим заниматься и в каком направлении развиваться и, поэтому  с удовольствием вошли в этот творческий процесс.


 

—Этот опыт помог вам в дальнейшей работе?

 

Да, безусловно. Перейдя на работу в администрацию Южно-Сахалинска в 2015 году, я попала в период, когда начали массово строиться школы, детсады. Было введено в эксплуатацию 7 детсадов, 5 образовательных учреждений, и была создана программа по строительству учреждений, которые будут сдаваться в этом году. Это и те, которые расширяют возможности существующих, как, например, дополнительные здания к школам №6 и №26, так и новые объекты. Я особенно горжусь проектом  новой школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт с третьей гимназией позволил давать уникальные технические задания для образовательных учреждений Южно-Сахалинска. Мы закладываем не только учебные корпуса, но и блок социально-реабилитационный, блок получения профессиональных компетенций, что позволяет детям с ограниченными возможностями реализоваться в жизни.

 

—Как вы решились оставить работу с детьми и пойти работать в органы власти?

 

Мне часто задавали этот вопрос. Я считаю, что у человека в судьбе есть определенные этапы и миссии. Моей миссией в определенный период было в режиме проектной деятельности запустить в третьей гимназии новый процесс. Моей миссией было как раз выполнить задачу по строительству этого учреждения. Я это сделала и передала своим преемникам эту эстафетную палочку, с пониманием того, что мой опыт может пригодиться на новом уровне. Так и произошло. Я живу по принципу "кто, если не я?". Горжусь тем, что поставленные в администрации задачи были выполнены.

 

—Как опыт работы учителем, директором образовательного учреждения помог вам в работе уже со всеми образовательными учреждения Южно-Сахалинска?

 

Я считаю очень важным прохождение всех ступеней. Не будучи учителем, сложно организовать процесс на этапе организации работы педагогов со стороны зам директора. Потому что если ты не видишь основной процесс, то можешь принять неверные решения. Если не был замдиректора, не знаешь нормативно-правовую базу, соответственно  не сможешь будучи руководителем учреждения, принимать правильные стратегические решения. Не будучи директором, не приобретешь опыт лидерской работы, стратегического руководства и  не сможешь потом объединить команду единомышленников, руководителей разных учреждений... Я считаю, что очень важно в данной системе управления пройти каждый из этапов и прийти к новым качествам, которые позволят обогатиться как профессионально, так и в личном плане.

 

—Как произошел переход в правительство Сахалинской области?

 

С каждым этапом прирастает определенная ответственность, функционал. Это очень интересно в содержании и развитии профессионализма. Работая в учреждении, ты отвечаешь за качество знаний своих учеников. Организовывая образовательный процесс в учреждении, отвечаешь за общий образовательный результат школы. Когда работала директором школы, отвечаешь за общий итог работы учреждения и стратегию его развития. Работая в департаменте образования, я понимала, что на мне лежит не только стратегия развития школ, но и дошкольных учреждений, доп. образования, формирование единой картинки образовательного поля городской среды. Я очень благодарна, что Валерий Лимаренко увидел во мне потенциал.

 

Для меня сейчас открытая книга и основной интерес - это развитие среднего профессионального образования области. За ним будущее, повышенное внимание государства… Это действительно работа над созданием новых условий образования рабочих кадров. Эта задача мне очень интересна. И очень профессиональная команда в министерстве образования поможет нам решить эти серьезные поставленные задачи.

— Это вписывается и в новую кадровую политику области?

 

Безусловно. Меня восхищает подход Валерия Лимаренко в системном решения определенных задач. Если мы говорим про стратегию социально-экономического развития области, решить ее задачи без квалифицированных кадров невозможно. Мы должны опираться в своей деятельности на удовлетворение потребности в кадрах основных производственных партнеров - компаний, которые работают в нефтегазовой, угольной промышленности, рыбодобывающей и рыбообрабатывающей отраслях. Эти задачи, которые ставятся перед министерством, являются связующим звеном в стратегии развитии СО.

 

—Какие вы сейчас видите основные болевые точки и задачи, которые стоят перед министерством и требуют безотлагательного решения?

 

Это обновление базы среднего профессионального образования, формирование нового перечня востребованных учебных программ, расширение практики центра опережающей профессиональной подготовки, которая позволит реализовать запросы работодателей. Более тесное взаимодействие с работодателями как с заказчиками средне-профессионального образования. Выстраивание отношений с СахГУ и поддержка программ по подготовке специалистов в вузе, востребованных в отраслях СО.

 

— Вы прошли большой путь в сфере образования. Есть ли у вас такой период, какой вы могли бы назвать своей "школой жизни"?

 

Думаю, что школой жизни была моя первая работа под руководством Зои Николаевны Маляровой. Формирование меня как руководителя произошло, прежде всего, при ней. Она научила по-житейски мудрому подходу к разрешению личных вопросов, которые возникают у ребят и их родителей. Научила брать высокую планку и окружать себя людьми, которые поддерживают и готовы выполнять задачи, которые ты перед ними ставишь. Считаю, что мне очень повезло, что в период становления меня как специалиста, рядом со мной находился такой грамотный руководитель.

 

— Вы сейчас занимаете высокую и ответственную должность. Что вам кажется наиболее сложным в вашей деятельности и что - наиболее интересным?

 

Очень интересным является созидательный характер нашей работы. Я очень горжусь созидательным результатом. Мои бывшие ученики занимают высокие посты в правительстве СО, успешно открывают свой бизнес. Я горжусь, что была их учителем. Что касается сложности -  наверное это правильно мотивировать сотрудников, потому что работа  наша, с отсроченненым результатом.  Иногда мы можем увидеть плоды своего труда через 10-15 лет  и необходимо чтобы люди, которые работают  с тобой, верили тебе  и понимали, что и для чего они делают.

 

Расскажите, пожалуйста, про ежегодную премию губернатора “Сахалинский маяк”. За какие номинации отвечает ваше министерство, что это за номинации и кого вы будете оценивать?

 

На данный момент Министерство образования является лидером по числу поступивших заявок на участие в конкурсе. Мы отвечаем за номинацию “Народный педагог”, в котором будут выбраны лучший учитель, лучший педагог дошкольного образования, лучший педагог дополнительного образования,  лучшие психолог, дефектолог, работник системы профессионального образования, и номинацию “Образование будущего”, где будут определены лучшие учреждения образования. В совокупности по двум номинациям к нам поступило уже 109 заявок. Номинантов выдвигают муниципалитеты. Мы планируем сделать открытое голосование для жителей СО. Если мы говорим про такое высокое звание, то этот учитель действительно должен быть народным, выбранным общественностью региона.

 

Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать лучший педагог?

 

Если спросить любого человека, кто повлиял на вас больше всего, то он назовет в первой тройке своего учителя. В лучшем педагоге должны быть лучшие человеческие качества, он должен как профессионал знать материал, но в первую очередь он должен быть лучшей ролевой моделью для своего ученика, чтобы много лет спустя твой ученик мог сказать "Я очень хотел походить на своего учителя".

— Что такой конкурс может дать представителям сферы образования?

 

Прежде всего, повышение статуса педагога. Не секрет, что в определенный период реформирования системы образования оказалось, что педагог стал восприниматься неким специалистом, который "оказывает образовательные услуги". Это, конечно, так, но мы понимаем, что учитель - это больше, чем "урокодатель", или человек, который нагружает знаниями ребенка. В рамках этого конкурса мы хотим показать, что учитель - это тот, кто создает будущее.

подвал.jpg

8 800 100 0 123

Звонок по России
бесплатный

Официальный сайт ежегодной премии «Сахалинский маяк»

2020 Министерство государственного управления Сахалинской области

Все права защищены